В самом центре Москвы, неподалеку от Садового кольца на Таганке, есть необычный, даже уникальный район — Рогожская слобода. Старообрядческая улица, площадь Рогожская Застава (кто-то может помнить песню «Тишина за Рогожской заставою» из фильма «Дом, в котором я живу»), Некрополь — это все исторические места, но и сейчас везде идет своя обыденная жизнь.
Москва старообрядческая — это огромная тема. Во-первых, именно здесь старообрядчество и зародилось (вспомним боярыню Морозову). Во-вторых, здесь же были приняты жесточайшие законы против староверов.
«…и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять». («Двенадцать статей» царевны Софьи).
Наконец, несмотря на гонения, именно московские купцы-старообрядцы на рубеже 19−20 веков заняли лидирующие позиции в экономической жизни дореволюционной России (вспомним хотя бы Савву Морозова).
Годы страшных гонений способствовали сплоченности и взаимовыручке. Даже эмигрируя из России еще до революции, старообрядцы полностью сохраняли язык, культуру и обычаи. Хоть в Австралии они живут, хоть в Латинской Америке.
Много старообрядцев всегда жило в Москве. Чаще всего выходцы из крестьянских семей староверов из старых русских городов приезжали в Москву, начинали здесь заниматься предпринимательской деятельностью, достигали больших успехов. Последнее — не только в силу трудолюбия, но и именно в силу взаимопомощи, принятой в этой общине.
Издавна на этом месте была ямская слобода. После того как старообрядцы приняли большое участие в ликвидации последствий эпидемии чумы 1771 года, Екатерина II выделила им участок для кладбища и церкви, рядом постепенно возник поселок, в котором селилось купечество. Несмотря на анафему и притеснения, этот «поселок в центре Москвы» развивался, в 1825 году здесь жило уже 68 тысяч человек.
«Рогожская Палестина велика — в ней в конце шестидесятых годов было … девятнадцать церквей и пять монастырей… Жизнь тогда была здесь замкнутая, постороннему почти невозможно было проникнуть сюда». (П.И. Богатырев. «Московская старина»).
А еще в слободе были богадельни для престарелых и неимущих, лечебница, приюты, типография, два училища, Московский старообрядческий учительский институт.
Все это содержали разбогатевшие купцы-меценаты: знаменитые Морозовы, не менее знаменитый фарфорозаводчик Кузнецов (тот самый кузнецовский фарфор), текстильные фабриканты Рябушинские, шелковые — Шелопутины, шерстные — Бутиковы, книгоиздатели Солдатенковы, первые русские оптики Трындины, промышленники Рахмановы, Мельниковы, владельцы кирпичных заводов Миловановы, торговцы коврами Мусорины, собиратель уникальных коллекций старопечатных книг Иван Царский и другие.
Но эти купцы-меценаты содержали не только старообрядческую слободу. А знаменитый МХАТ? А опера Зимина (ныне Театр оперетты)? А художественные галереи? А Городская клиническая больница имени. Боткина? А, извините за выражение, революционное движение в России?
Все они и похоронены на Рогожском кладбище. Пять поколений Морозовых — от основателя династии Саввы Васильевича до Саввы Тимофеевича, тело которого после таинственного убийства-самоубийства везли из Франции в мае 1905 года. Некрополь Морозовых полностью сохранился, в отличие от многих других захоронений. Что интересно: после революции на кладбище продолжали, не боясь, хоронить, ставя характерные кресты-голубцы.
А рядом с кладбищем — потрясающий по своей красоте храмовый комплекс, всё там — объекты культурного наследия федерального значения.
Храм святителя Николы Мирликийского
Очень нарядный, «изукрашенный» храм в духе Русского узорочья. В советское время не закрывался, но его у старообрядцев отняли, передали единоверческой церкви, затем уже РПЦ.
Остальные храмы — старообрядческие.
Храм Рождества Христова на Рогожском
Построен в псевдоготическом стиле по проекту И. Д. Жукова в 1804 году. В 1812 году наполеоновские солдаты грабили храм, на сохранившихся иконах видны следы сабельных ударов.
Покровский собор на Рогожском кладбище
Еще пару десятилетий назад это был самый обширный храм из всех московских (потом восстановили храм Христа Спасителя). А хотели построить еще более обширный храм — больше Успенского собора в Кремле, да митрополит Санкт-Петербургский Гавриил пожаловался Екатерине II на «безобразие». Храм «унизили» в буквальном смысле слова, алтари для острастки опечатали.
После Манифеста 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» алтари распечатали, а старообрядцы на радостях в честь этого построили еще один храм…
Храм-колокольня во имя воскресения Христова на Рогожском кладбище
Эта колокольня всего лишь на метр ниже колокольни Ивана Великого в Кремле. В Великую Отечественную войну, когда немцы стояли у Москвы, колокольню взрывали (слишком высокий и ясный ориентир), да только она устояла. А колокол еще раньше выкупил Максим Горький и передал на хранение Константину Станиславскому во МХАТ (а куда же еще). В конце 20 века колокол вернул старообрядцам Олег Ефремов.
Внутреннее убранство храмов описать трудно. Тут нужно просто понимать, что старообрядцы хранили и собирали уникальные и очень древние ценности: дониконовские иконы новгородского и псковского письма, дораскольные древние книги и рукописи, богатую церковную утварь. То, что у старообрядцев отбирали — уходило в экспозиции крупнейших музеев, что они сумели сохранить — частично можно увидеть в храмах Рогожского поселка. Все они работают, во всех, кроме первого, службы идут по старому обряду.